Главная страница / О журналистике /
О журналистике 03.06.2003
О роли личности в истории

 
В показанной на этой неделе на Первом документальной программе Алексея Пиманова 'Светлана Сталина. Побег из семьи' немало слов было посвящено Алексею Каплеру, сценаристу, автору классических советских фильмов, десять лет отсидевшему в весьма отдаленных местах за свой вольный язык, нетитульную национальность и совершенно безбашенный, как сказали бы сегодня, роман с юной дочерью диктатора Светланой. Кроме всего этого, в более поздние времена Каплер был ведущим 'Кинопанорамы', культовой программы советского ТВ, выходившей в эфир, по совпадению, на первом канале.

Сейчас, когда для телезрителя кино основополагающего значения не имеет, а телевидение похоже на прежнее примерно так же, как 'Мерседес' на карету, интересно вспомнить эту необычную фигуру прошлого телевизионого века. Когда раз в месяц по первому каналу, тогда называемому программой (так и в газетах печатали - первая программа) шла 'Кинопанорама' с ведущим Алексеем Каплером, улицы пустели. Рейтингов тогда не мерили, потому что рекламы на телевидении не было, но популярность у программы о кино была сумасшедшая.

Это ныне все привыкли, что отечественных фильмов не так уж много, а вот телепрограмм о них, так же, как специальных журналов и несчетных фестивалей и премий - с избытком.

Во времена Каплера все было с точностью до наоборот - в СССР в год производилось 150 кинофильмов и около 100 телевизионных. В 70-е годы в Европе на душу населения приходилось 3-5 посещений кинотеатров в год, а в СССР - 17-19. В той стране кино было символом приобщения к другому, параллельному миру, почти не пересекающемуся с социалистическим бытом и его дефицитом всего: от туалетной бумаги до книг. А на ТВ при этом существовала всего одна программа о кино - 'Кинопанорама'. Наверно, она казалась таким же 'побегом из социалистической семьи', как отъезд из страны Светланы Сталиной. Разумеется, тогда никто этого не формулировал, просто 'Кинопанорама' привносила в телевизор свежий воздух.

Так что единственный тележурнал о кино не мог не стать предметом внимания и любви телезрителя. Придумала 'Кинопанораму' Ксения Маринина, ее бессменный, в течение 40 лет, режиссер и до сих пор руководительница, отметившая в прошлом году свое 80-летие. Благодаря ей наше телевидение сегодня располагает единственной прижизненной съемкой Высоцкого, поющего свои песни. 'Кинопанорама' сохранила нам уникальные кадры бесед с Юрием Богатыревым, Фаиной Раневской, Андреем Мироновым, Борисом Чирковым и многими другими ушедшими от нас актерами.

Алексей Каплер же был самым первым из, наверно, полусотни ведущих 'Кинопанорамы' и, несомненно, самым ярким, давшим такой старт программам о кино, что инерция сказывается до сих пор. С его появлением в музей восковых фигур советского ТВ пришел живой человек. Школьницей я видела его программы, они создавали впечатление присутствия в доме интеллигентного человека, рассказывающего интересные вещи. На него хотелось смотреть - редчайшее, кстати, качество, которым не все телевизионные люди обладают, он не умничал и не раздражал, а еще с ним была связана тайна брака со Светланой Сталиной. В первые годы, когда 'Кинопанорама' шла в прямом эфире, все это умножало число зрителей.

Когда перешли на запись, а значит, на редактирование, Каплер из программы ушел. А ведь при тех порядках считалось непозволительным, кроме своей программы, мелькать в других. Если ты из 'Кинопанорамы', то никакого 'Мира животных' или 'Театральной гостиной', там есть кому работать, а звезд пусть сами ищут. На многих западных каналах и сейчас так принято. Так он и ушел:

Потом в 'Кинопанораме' были другие ведущие. Вообще у программы на удивление долгая и счастливая жизнь. Уже в новой России, совсем с другими телевизионными традициями, она выходила на канале 'Культура', да и сейчас время от времени появляется с связи с разнообразными кинодатами. Но в принципе, таких программ больше нет. Скажем, на 'России' есть 'Синемания', эдакая нарезка из последних блокбастеров с небольшой добавкой нашего кино, есть на ТВС 'Пестрая лента', на 'Культуре' - 'Магия кино' и цикл 'Культ кино' с комментарием Кирилла Разлогова, какие-то другие программы на других каналах. По большому счету, все они вышли из 'Кинопанорамы', потому что человечество, придумывая новые кинотехнологии и заменяя живых актеров компьютерными, все равно смеется и грустит по тем же поводам, что и много лет назад. И на новом ТВ по-прежнему дорогого стоит рассказ умного ведущего об интересных вещах и его понимание жизни. Не зря же недавно кинокритики мира назвали лучшим мульфильмом всех времен и народов 'Ежика в тумане' российского кинорежиссера Юрия Норштейна и его же 'Сказку сказок'. 20 лет назад в таком же опросе первой была названа 'Сказка сказок', а вторым - 'Ежик в тумане'. Так что в сущности ничего не изменилось, и для истории сорок лет 'Кинопанорамы'- тоже не срок.

Многие ведущие новых программ об искусстве в лучших своих проявлениях часто следуют Каплеру. Посмотрим, кто из них останется в истории через сорок лет. О ком можно будет сказать, как о нем: 'Двух Каплеров не бывает'.

Елена Ленко
 
 
 
  Главная страница / О журналистике /