Мастер-класс, или как проводить практические занятия по журналистике
Данный материал, как вы прекрасно понимаете, предназначен не для студентов (хотя и им его полезно прочесть), а для коллег-преподавателей. Но он необходим, ибо практические занятия в преподавании журналистики крайне важны. И не потому, что теория журналистики суха, а древо жизни СМИ вечно зелено. Теория в общем-то не такая уж и сухая, но журналист тот - кто умеет писать, а не рассуждать о свободе слова или особенностях освещения видов на урожай в спортивном издании.
Лично я, проводя семинарские занятия, которые теперь модно называть мастер-классом, пытаюсь руководствоваться тремя правилами, которые должны очень хорошо усвоить студенты. Прошу, кстати, не путать эти правила с теми максимами и правилами, что я выводил в лекциях. То были правила журналистики вообще, а эти относятся лишь к проведению семинарских занятий со студентами.
Правило 1. Право на творческий маневр
В течение семестра каждый студент имеет право не выполнить два из 6-7 заданий. Как журналист - он личность творческая. Материал может не сложиться, 'не пойти', может наступить творческий застой (в брутальных формах - запой). Учитываются также влюбленности и прочие треволнения студенческой жизни. Не сделанные две работы, естественно, не оцениваются. Но добросовестность и дисциплинированность все равно учитываются. Максимальная сумма баллов за семестр при полном комплексе выполненных на отлично работ - 30-35. Ее, естественно, никогда не наберет тот, кто пользуется пусть даже законными послаблениями.
Это правило не относится к обязательным заданиям, помеченным в плане звездочкой.
Правило 2. Опоздал - значит, не успел
Не вовремя выполненная работа не засчитывается, сколь бы хорошей она не была. Это правило диктуется логикой практической журналистики: материал, сданный не в срок, не попадает в номер. Репортаж со случившегося сегодня пожара нужно печатать в завтрашнем номере газеты, а не через неделю.
Следования этому правилу крайне сложно добиться, но здесь преподаватель должен просто занять принципиально непреклонную позицию.
Невыполненное в срок задание оценивается оценкой '0'.
Студент может попытаться реабилитировать себя, принеся с опозданием материал на заданную тему, но в этом случае материал должен отвечать двум требованиям:
во-первых, его заголовок и первый абзац должны быть столь интересны, чтобы я взялся читать материал на устаревшую тему;
во-вторых, текст должен быть гениальным (что в журналистике, как я объяснял в лекциях, практически невозможно), открывать в теме то новое, что оправдывало бы задержку с написанием текста.
Правило 3. Оценки - как в редакции
Оценка журналистского текста, особенно гладко написанного, дело весьма субъективное. Вот почему многим студентам бывает довольно тяжело понять, почему я поставил им четыре балла, а не пять. Они, студенты, упорно делают вид, что 'не врубаются' в мою логику. Поэтому я приравнял всем известные оценки к следующим реальным:
В печать - 5 баллов
Редактура - 4 балла
Переписать - 3 балла
В корзину - 2 балла
Оценка в 1 балл, как известно, никем у нас в стране не используется.
Споры сразу прекращаются. Я - главный редактор, вы - журналисты. Мы на работе. Я либо пропускаю ваш материал в номер, либо нет, требуя его переработки или даже вовсе отказываясь печатать. Субъективно это или объективно - спорить бессмысленно.
В конце семестра оценки из вербальной формы переводятся в цифровую и суммируются.
План занятий
Семинарские (практические) занятия в принципе следуют темам лекций, но совпадать с ними хронологически могут далеко не всегда. Как в жизни, то есть в практической журналистике. Когда и почему это случается - увидим ниже. Семинарские занятия, как и курс лекций, рассчитаны на два учебных года.
А теперь перехожу собственно к плану этих занятий.
Занятие 1. Общее представление о журналистике
Задание * (обязательное): Написать эссе (свободное по жанру сочинение) на любую тему, касающуюся СМИ.
В принципе после выполнения этого задания надо бы отсеивать тех, кто просто не умеет писать (а таких, как правило, 2-3 человека на группу из 10-15 студентов). Но это не всегда позволяют правила вуза.
Занятие 2. Острые проблемы журналистики
Задание: Написать эссе о любой проблеме журналистики, представляющейся студенту острой.
Занятие 3. Всеохватность СМИ
Задание: Эссе на тему 'Где можно спрятаться от современных СМИ?'
Занятие 4. Основные сюжетные узлы журналистских материалов
Задание: Описать жизненный цикл какого-либо общественного или политического института (государства, партии, общественного движения и пр.).
Занятие 5. Свобода слова и конфликты интересов
Задание: Описать все конфликты интересов при освещении той или иной проблемы, актуальной для общества в момент получения задания.
Занятие 6. Чужой опыт
Задание: Составить список изданий и телепрограмм, за которыми регулярно следит студент, с объяснением этого выбора.
Или принести и разобрать в аудитории любой понравившийся материал из опубликованных на текущей неделе и объяснить его достоинства и недостатки.
Или разобрать авторскую телепрограмму, прошедшую на текущей неделе, объяснив свой выбор.
Занятие 7. Журналистские жанры. Информация
Задание*: Написать информацию на тему, заданную преподавателем.
Занятие 8. Репортаж
Задание*: Написать репортаж на заданную тему. Желательно - на ту же, что и информация.
Занятие 9. Интервью
Задание*: Составить не менее 20 вопросов для интервью реального человека, известного всем участникам семинара.
Занятие 10. Интервью
Задание: Самому написать ответы за интервьюируемого (по вопросам, составленным другим студентом), или взять реальное интервью у кого-либо.
Занятие 11. Аналитическая статья
Задание*: Составить подробный план аналитической статьи на конкретную тему.
Занятие 12. Аналитическая статья.
Задание: Написать аналитическую статью
Занятие 13. Публицистическая статья
Задание: Написать публицистическую статью.
Занятие 14. Телеигра (телешоу)
Задание: Написать сокращенный сценарий телешоу (оригинального или по реальным аналогам): тема, вопросы, приглашенные, тактика поведения ведущего.
Занятие 15. Телеигра (телешоу)
Задание: Провести в качестве ведущего 'реальное' шоу (или хотя бы дискуссию) в аудитории с участием всех остальных студентов.
Занятие 16. Сенсация
Задание: Придумать сенсацию и разработать сценарий ее раскрутки.
Занятие 17. Анализ социологического материала
Задание: Написать материал, анализирующий результаты текущих опросов.
Занятие 18. Редактирование
Задание*: Отредактировать материал, написанный другим студентом. Сдать оба варианта текста (оригинал и отредактированный). Задание, от которого большинство студентов готовы повеситься. Причем как те, кто должен редактировать, так и те, чей текст будет подвергнут этой операции.
Занятие 19. Портрет политического деятеля
Задание: Написать политический портрет реального политика.
Занятие 20. Информационная война
Задание: Одной половине студентов поручается разработать тезисы и сценарий информационной войны по конкретному поводу. Вторая половина на основе этого разрабатывает контрсценарий и контртезисы.
Занятие 21. Ролевая ангажированность, партийность
Начиная с этого все последующие задания студенты выполняют не просто так, а выбрав себе определенные общественно-политические позиции (роли). Обычно это партийные позиции: коммунист, сторонник СПС, сторонник Яблока, Единой России и т.д. Наиболее отчаянные могут выбрать роль объективного журналиста. Свои работы студенты должны писать с позиций этих ролей. Проверка работ мною, как преподавателем - гл. редактором, основывается теперь и на том, насколько удачно выдержана ангажированность (что легче - в основном за счет критики других партий) и сколь аргументировано отстаивается своя партийная позиция (с этим всегда хуже, не только, впрочем, у студентов). Важно следить, чтобы студенты не подменяли аналитику публицистикой, что моментально происходит, как только обнажается необходимость защищать свою позицию.
Задание*: Осветить какую-либо проблему с точки зрения своей партии и/или критикуя позиции оппонентов.
Занятие 22. Комментирование избирательной кампании
Это и три следующих занятия посвящены работе в рамках предвыборного цикла. По крайней мере раз в четыре года первый семестр накладывается на реальную избирательную кампанию по выборам в Думу, а начало следующего - на кампанию по выборам президента. Это крайне благоприятные для практических занятий периоды. Как только они наступают, я сразу же перестраиваю весь план практических занятий, проблемно оставляя его тем же, под реальные события, которые дают множество интересных поводов и для написания материалов, и для сравнения учебных работ с тем, что студенты (такое тоже бывает) смотрят по телевизору и читают в газетах.
Задание: Написать комментарий к текущей избирательной кампании в соответствии с выбранной для себя ролью.
Занятие 23. Прогнозирование результатов выборов
Задание: Составить свой прогноз результатов выборов, который затем верифицируется по итогам избирательной кампании. Тогда же может быть изменена на лучшую оценка.
Или обобщить публикуемые в СМИ социологические и экспертные прогнозы результатов выборов.
Занятие 24. Дискуссия с оппонентом
Задание: Составить план дискуссии по одной из наиболее актуальных для данной кампании проблем. Провести такую дискуссию на занятии с другим студентом - оппонентом.
Занятие 25. Пропаганда
Задание: Написать открыто пропагандистский материал в пользу своей партии или своего кандидата. Допускается использование лжи, обмана и т.д.
Цель: показать, что эти приемы даже в период избирательной кампании часто выглядят нелепо, хотя и дают эффект. Кроме того, один из лучших способов отвратить ото лжи - заставить лгать. Впрочем, кое-кому это нравится и данное задание некоторые выполняют с истинным наслаждением.
Занятие 26. Суд над журналистикой
Занятие проводится в виде судебного процесса над журналистикой. Из числа наиболее активных студентов назначаются: судья, обвинитель, защитник, обвиняемая (журналистика). Остальные студенты являются присяжными заседателями.
Задание* дается только активным участникам процесса. Каждый из них должен подготовить четко структурированные выступления, соответствующие своим ролям.
Занятие ведется в полном соответствии с правилами ведения суда присяжных (последние подтверждают или отвергают пункты обвинения), а судья лишь определяет меру наказания по принятым обвинениям.
Цель: актуализировать всю сумму знаний и эмоций студентов в связи с предметом курса.
Итоговые контрольные работы
Проводятся в конце каждого семестра по пройденным темам - в зависимости от того, что у данной группы получалось наиболее успешно (шанс на успех), но при этом обязательно, чтобы за весь период обучения были написаны в виде контрольных как минимум две аналитические статьи (на внутреннюю и международную тему), ибо это сложнее всего, однако курс и нацелен на приобретение навыков именно журналистской аналитики.
|