Главная страница / Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. /
Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. 14.09.2007
Сценарий запущен: дублер-чистильщик найден и назначен на нужный пост

 
Путин начал...

12 сентября президентский план передачи высшей власти в стране был запущен в действие, точнее - перешел в самую активную свою фазу, ибо многие предварительные ходы были сделаны еще в начале 2007 года и даже ранее (с момента назначения Сергея Собянина главой президентской администрации). Первый шаг в рамках активной фазы оказался предсказуемым в одной, стратегической, своей части и неожиданным в другой, как мне кажется, оперативно-тактической части.

Предсказуемой и прогнозировавшейся практически всеми стала замена главы правительства. Неожиданной (тоже для всех) - фигура нового премьер-министра.

Я думаю, что от стратегического намерения вывести желаемого преемника на высший государственный пост через трамплин премьерства Путин не отказался, ибо это наиболее эффективный сценарий достижения цели. Но, учитывая некоторые дополнительные обстоятельства, нынешний президент решил реализовать этот сценарий в два этапа, причем, что существенно - через, так сказать, "расщепление" поста главы правительства на две части - техническо-политическую (ее и занял Виктор Зубков) и перспективно-политическую (один из двух первых вице-премьеров).

А теперь об обстоятельствах, которые, видимо, и потребовали усложнения сценария.

Условия задачи

Они несколько сложнее, чем представляется на первый взгляд. Конечно, главное и лежащее на поверхности - преемственность курса через преемственность власти.

Но при этом и для этого нужно также обеспечить:

1) плавность перехода власти и политическую стабильность как в период перехода, так и сразу после него;

2) сохранение и даже расширение представительства сторонников Путина на командных политических (в бизнесе это уже сделано) высотах после официальной передачи власти новому лицу, очевидно - с уже полным отказом от кадрового наследия Ельцина;

3) гарантированную возможность возвращения лидера этой команды, то есть самого Владимира Путина, в случае возникновения каких-либо непредвиденных осложнений или кризисов, как внешних, так и внутренних.

При этом нужно было действовать, не выходя за рамки нынешнего конституционного поля, прежде всего для того, чтобы не давать никому формального повода для обвинения Путина в узурпации власти, а его преемника - в нелегитимности ее получения.

Конкретно это означает следующее:

- новый глава государства должен победить уже в первом туре президентских выборов;

- зачистку оставшихся ельцинских кадров, а также вообще потенциальных возмутителей спокойствия (среди высшей номенклатуры) нужно осуществить еще до начала президентской избирательной кампании - и сделать это должен не тот, кто станет главным кандидатом в президенты;

- иметь на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств, которые могут неожиданно возникнуть в самый проблемный период перехода власти, а именно в марте-апреле, то есть в промежутке между днем голосования и инаугурацией нового президента, в качестве дублера сразу двух президентов - уже уходящего второго и еще формально не вступившего в должность третьего - надежную и способную на решительные действия политическую фигуру, располагающую соответствующими властными полномочиями.

Глава правительства, к которому в случае недееспособности президента (например, в результате покушения на его жизнь), согласно нашим законам, автоматически переходит высшая власть в стране, такими полномочиями обладает.

Как представляется, Виктор Зубков выбран Владимиром Путиным именно потому, что он подходящей фигурой является. А соответствующие полномочия ему дает утверждение в должности премьер-министра.

Почему именно Зубков?

Субъективные составляющие ответа на этот вопрос знает только Путин, сделавший этот выбор, а некоторые объективные можем оценить и мы, внешние наблюдатели.

Михаил Фрадков, будучи скорее технической, чем политической фигурой, а кроме того - явно не рассматривавшийся Кремлем в качестве дублера сразу двух президентов (то есть - в случае чего - президента реального), да и не претендовавший на эту роль, должен был в нужное время уступить место тому, кто для такой роли подходит.

И странно было бы, если бы Фрадков, чья отставка была заложена в сценарий как технологическая неизбежность, накануне своего ухода начал бы увольнять министров. Тут нужна была новая метла, причем метла квалифицированная и стоящая до того несколько в стороне от сложившихся за годы деятельности правительства Фрадкова дружески-коллегиальных связей и условностей.

Квалификацию Зубкова в этом смысле в связи со спецификой его предшествующей работы и накопленными на этой работе знаниями поставить под сомнение трудно. Надо думать, он располагает всем набором необходимой информации и соответствующими аргументами, чтобы в случае нужды объяснить любому из членов правительства, почему в его услугах и услугах его людей высшая власть больше не нуждается. Дружески-корпоративными связями в силу той же специфики своей предшествующей работы и особенностей характера Виктор Зубков явно не оброс.

Следовательно, вопрос лишь в том, получил ли новый глава правительства полный карт-бланш на проведение кадровой чистки высшего уровня или механизм такой чистки будет вводиться в действия по мере необходимости и, как принято сейчас выражаться, точечно.

Лучшим подтверждением того, что одной из двух главных ролей Зубкова определена роль "чистильщика", станет масштаб изменений в составе правительства после того, как Дума утвердит нового премьера в должности. Но в любом случае очевидно - на отрезок времени в ближайшие 8-9 месяцев и Путину, и его преемнику нужна максимально сплоченная во всех смыслах правительственная команда. И задача Зубкова - такую команду создать.

Виктор Зубков был выдвинут на пост премьер-министра неожиданно. Причем не только для экспертов и наблюдателей, но и, судя по всему, для абсолютного большинства министров и руководителей федеральных ведомств. Его появление на посту главы правительства не сумел предсказать, по-моему, никто. Надо думать, дело здесь не столько в склонности Путина к экстравагантным кадровым решениям и тем более не в приписываемой ему страсти специально назначать не тех, кого прочили на тот или иной пост пресса и аналитики. Такие резоны странны для серьезного политика.

Скорее всего, Путин этим неожиданным, тщательно хранившимся в тайне и даже прикрытым сбросами ложной "конфиденциальной информации" решением хотел упредить чьи-то действия или противодействие. Ведь не случайно же, что последний ложный "конфиденциальный сброс" был сделан в самый последний момент и обнародован в газете "Ведомости", которую любят читать помощники членов правительства и лидеров большого бизнеса, прямо в тот день, когда выдвижение Зубкова и состоялось. Не исключаю, что, в частности, и для того, чтобы кое-кто не успел сжечь одни или срочно подписать другие бумаги. То есть успеть-то можно, но очень рискованно. Не вовлеченный в предвыборные сражения и точно знающий, что, где и у кого нужно искать, Зубков все равно обнаружит нужные концы.

Между прочим, назначение Зубкова произошло практически по той же схеме, что и назначение в феврале этого года министром обороны Анатолия Сердюкова - стремительно по времени и неожиданно по самой фигуре. В случае с Сердюковым, что подтверждается некоторыми свидетельствами, стремительно и неожиданно даже для него самого. Кстати, по тем же свидетельствам, именно Зубков был инициатором этого назначения, цель которого та же, что теперь у него самого, но уже в масштабах всего правительства, - провести кадровую чистку в Министерстве обороны, которой уже не должен был заниматься Сергей Иванов, выдвинутый на должностное и политическое повышение. И Сердюков, никак не связанный с военной средой, но явно имеющий мандат на радикальные кадровые решения, к таким решениям без страха и сомнения приступил.

Виктор Зубков будет утвержден в должности премьер-министра за день до того, когда ему исполнится 66 лет. А это означает, что ровно через год он должен быть, как все госслужащие его возраста, переутвержден в этой должности. Об этом говорят знатоки правовых норм, регламентирующих службу высших чиновников России. Должность главы правительства уникальна, но в этом пункте попадает под общий регламент.

Может быть переутвержден, а может и не быть. Но это момент, скорее всего, чисто формальный (хотя и формально существенный, к тому же - пришедшийся весьма кстати). Дело в том, что, как свидетельствуют более чем надежные источники, в команде Владимира Путина очень много идейно, политически, морально и психологически верных ему людей, однако практически всем им не чуждо многое человеческое, в том числе и неожиданно разгорающиеся властные амбиции. Но несколько человек, в том числе и Виктор Зубков, не только начисто лишены таких амбиций, но и в буквальном смысле слова готовы в любой момент и при любых обстоятельствах поступить так, как их попросит Владимир Путин: взяться за любую работу или покинуть любой пост.

Итак, Виктор Зубков с сегодняшнего дня един в двух ипостасях - бескомпромиссный кадровый чистильщик и надежнейший дублер двух президентов. То есть нужный человек в нужном месте и в нужное (примерно на год или чуть меньше, но, возможна и пролонгация этого срока - по обстоятельствам) время.

А что же Иванов и Медведев?

Пока я по-прежнему исхожу из того, что Сергей Иванов остается кандидатом ?1, а Дмитрий Медведев кандидатом ?2 на пост главы государства.

Да, усложненный сценарий перехода власти лишил их тех возможностей для мобилизации вокруг себя потенциального электората, которые дает пребывание на посту главы правительства.

Но, во-первых, и нынешние их посты и внимание к ним СМИ таковы, что оба кандидата вряд ли затеряются среди других претендентов на главный кремлевский кабинет. А политическая неамбициозность Виктора Зубкова лишь облегчит им публичную, то есть предвыборную, активность. В лице нового главы правительства они получили не конкурента в предвыборной борьбе, а, напротив, того, кто ведение этой борьбы им облегчит. В этом и состоит фокус "расщепления" премьерства.

Во-вторых, назначение Зубкова снимает с кандидатов в преемники неприятную и создающую дополнительных врагов обязанность отправлять в отставки вросших в систему власти, а то и власти-бизнеса чиновников высокого ранга.

В-третьих, сверхработоспособный Зубков даст Сергею Иванову и/или Дмитрию Медведеву возможность полностью отдаться предвыборной кампании в решающей ее стадии.

В-четвертых, Виктор Зубков в своем качестве президентского дублера станет дублером и для кого-то из них.

В-пятых, стабильное и нормально функционирующее правительство, полностью сформированное еще до выборов и работоспособное, полностью прикрывающее как экономический, так и политический фланги, новому президенту нужно даже больше, чем президенту уходящему. А в сентябре будущего года, после утверждения очередного бюджета, без всяких юридических (в связи с возрастом премьер-министра), политических и психологических проблем можно назначить нового главу правительства. Дмитрия Медведева, например. Или Владимира Путина, если как актуальный по-прежнему рассматривается и этот вариант дальнейшего развития событий, что, на мой взгляд, маловероятно.

Тут уже можно разбирать разные варианты, окончательный выбор из которых, видимо, будет сделан после того, как будут ясны результаты думских выборов. В одном случае можно перейти к эксперименту с формированием правительства парламентского большинства (и "Единая Россия", безусловно, не будет против). При других результатах голосования 2 декабря - продолжать работать в формате беспартийного правительства, ответственного лишь перед президентом и парламентом в целом. Есть и варианты, есть и время для их перебора.

В конце концов, если Виктору Зубкову удастся решить поставленные перед ним оперативно-тактические задачи в течение ближайших месяцев, премьер-министра можно поменять и сразу после Нового года. В случае, если предвыборная ситуация этого потребует. Или после избрания нового президента, ибо эта процедура предусмотрена.

В свете думской предвыборной кампании по-прежнему не вполне ясными остаются взаимоотношения двух главных кандидатов в президенты с двумя главными партиями власти - "Единой Россией" и "Справедливой Россией". Мне кажется, что в этом смысле парламентская и президентская предвыборные кампании все-таки будут разделены, что означает: до 2 декабря ни Сергей Иванов, ни Дмитрий Медведев ни в какую партию не вступят. А дальше будет видно.

И последнее: а Путин?

И в этом вопросе я остаюсь сторонником уже излагавшейся мною ранее гипотезы. Если Путин уходит (залог чего беспроблемное - в смысле отсутствия каких-то чрезвычайных обстоятельств - течение событий в промежутке от декабря до марта и особенно от марта до мая), то вряд ли он займет пост главы правительства при новом президенте. Официальный лидер партии парламентского большинства - это ближе к делу, но тоже маловероятно. Да и результатов выборов 2 декабря мы пока не знаем, а то, что на этих выборах нас обязательно ждет какая-то неожиданность, я уверен. Интуитивно, вне определенной логики, а скорее - по прецедентам. Такая неожиданность (и порой не одна) обязательно случалась на каждых из четырех предшествующих выборах в Думу.

Все-таки ничего более оптимального, чем пост секретаря Совета безопасности с расширенными полномочиями, не просматривается. Новый президент - глава правительства Виктор Зубков или Дмитрий Медведев
- секретарь Совета безопасности Владимир Путин. Вот прочная и надежная конструкция. Треугольник, как известно из геометрии, самая жесткая, самая устойчивая фигура. Можно это назвать и триумвиратом.

Это не подвижно-компромиссная и по определению нестабильная диархия (возникновение которой прогнозирует Игорь Бунин): один (президент) царствует - другой (в какой должности - вольного отца нации?) правит. В треугольнике (триумвирате) всегда есть большинство: если один против, то за всегда будут двое. И наоборот. А когда решают два человека, то в конечном итоге решение принимает кто-то один.

Политические конструкции, если они претендуют на прочность, все-таки более предопределены и менее подвержены произвольному монтажу, чем кадровые назначения. Строго говоря, только в последних может проявляться волюнтаризм начальников, даже самых больших и авторитетных. Именно поэтому ранней осенью этого года Владимир Путин непременно должен был, что он и сделал, поменять главу правительства, а не какого-то другого чиновника. В этом - несвобода Путина. А вот свобода его в том - кого конкретно он новым главой правительства хотел сделать и сделал.

Ошибку в кадровом назначении практически всегда, пусть с некоторыми издержками, можно исправить. Ошибку в конструкции исправить невозможно - надо переделывать (ломая, между прочим) всю конструкцию. А для этого надо обладать реальной и официальной властью. А не просто авторитетом - даже и среди народа. Этот авторитет нужен для совершения революции, но не это же задумал Путин для России после мая 2008 года.

Неудачная конструкция, придуманная Горбачевым, снесла его и с поста главы правящей партии, и с поста главы государства. А вот Ельцин, чтобы сохранить свою власть, вынужден был сломать конструкцию, для власти не приспособленную, заменив ее на более жесткую. И Путин знаком с этими двумя печальными для страны и власти в ней опытами не хуже нас. Потому ничего эфемерного, включая и экзотическую для России и наших времен диархию, не будет.

Президент, глава правительства и фактический куратор силовых структур - вот только три значимых поста в сегодняшней России (в частности и потому, что она - президентская республика). Но президент все равно главный - пока он президент. И уравновесить его можно только двумя другими вершинами треугольника. На одну из них Путин выдвинул Виктора Зубкова. Следовательно, вакантным осталась лишь третья вершина.

Некоторые, впрочем, считают, что назначением Зубкова Путин вернулся к сценарию третьего срока для себя. Думаю, это практически исключено. При третьем президенте будет проведена конституционная реформа - вот это не исключено, более того - видимо, запланировано (и хорошо, что запланировано, ибо такая реформа необходима России, а не кому-то конкретно). Но проведет эту конституционную реформу третий президент не для себя. И поэтому, в частности, нужен треугольник власти, который и будет создан. Либо Путин вынужден будет просто уйти в частную жизнь.


 
  Главная страница / Публикации в 'Московских новостях'. 2006-2007. Архив. /