Тлеющая "Европа"
Вот и пришло наше время злорадствовать и давать западным странам глупые советы. Или умные, но такие, что воспользоваться ими нельзя. Предыдущий мой текст в этой колонке назывался 'Тлеющий Кавказ'. Теперь настало время поговорить о тлеющей, а местами и горящей (в буквальном смысле слова) 'Европе' (то есть Евросоюзе).
Сначала был Лондон, в котором английские граждане не собственно английского происхождения взорвали несколько вагонов метро и автобус. Теперь Париж (да уже и не один Париж, ибо эскалация насилия продолжается), где французские граждане не собственно французского происхождения устраивают ночные поджоги и погромы.
Вольно было англичанам и французам критиковать Россию за плохую политику на Кавказе и негуманные методы ведения боевых действий против сепаратистов и террористов. Ведь просвещенные и далеко ушедшие вперед Великобритания и Франция - это давно уже цивилизованные государства, свободные от имперских комплексов, прекрасно обеспечивающие достойный уровень жизни иммигрантов, блюдущие их права и свободы, не позволяющие себе никакого ущемления их достоинства и тем более избегающие какой-либо избирательной репрессивной политики по отношению к гражданам некоренной национальности. И вообще в Великобритании и Франции не существует (любимый тезис наших западофилов) понятия национальность, а есть лишь гражданство - француз или британец. (Или в случае с Великобританией все-таки англичанин? Тут российские западофилы и еврооптимисты немного путаются.) А скоро и вообще будет просто - европеец как гражданство и новая историческая общность европейский народ как этнос.
Другое дело 'нецивилизованная России'. Она ведь по-прежнему империя, по-прежнему угнетает всех нерусских, в ней нарастают антисемитизм, национализм и шовинизм. И вот-вот грянет фашизм.
Ну, относительно антисемитизма спор вести, тем более с французами, не будем. А вот об имперских комплексах поспорить стоит. Если еще не все ясно. Может быть, Франция и Великобритания и не считают себя империями, да кажется североафриканцы и пакистанцы, да и вообще мусульмане иного мнения. В том числе и те, что уже живут в самих метрополиях этих якобы несуществующих империй.
Нельзя перестать быть империей, просто предоставив независимость бывшим колониям, но продолжая контролировать в этих 'суверенных государствах' политические процессы и финансовые системы, перенося туда вредные производства, эксплуатируя дешевую местную рабочую силу, оставляя в этих государствах франкофонную или англоязычную систему образования, пестуя и лелея в местных элитах и народных массах светлый образ процветающих 'бывших' имперских столиц, набирая для этих столиц и других городов в метрополиях мусорщиков, водителей такси, мелких торговцев, сантехников и водопроводчиков.
Не всякая страна становится империей, но всякая, ставшая империей на более или менее значимый исторический срок, остается империей навечно.
Конечно же, взрывы в лондонском транспорте и погромы во французских городах это не только международный терроризм (в первом случае очевидно, во втором - пока еще неочевидно), но и антиколониальная борьба, ведущаяся не в заморских джунглях, пустынях и горах, а в самих метрополиях, куда переселены, пусть по собственному желанию, пусть опекаемые социальными службами, миллионы и миллионы представителей колониальных народов. Которым, кстати, было обещано или казалось, что теперь-то, в новые времена, под сенью всемогущего института защиты прав и свобод человека, уж в Лондоне и Париже точно им будет гарантирован равный с 'представителями титульной нации' уровень жизни и общественный статус.
Но так не бывает. Конечно, западные общества демократичны, но от этого они не перестают оставаться иерархическими. Кто-то всегда наверху, кто-то всегда внизу. Это закон, это норма. И никакими правами человека и гражданина этого не исправишь. Да и терпимость западных обществ к 'инородцам' сильно преувеличена их пропагандой и нормами пресловутой политкорректности.
Итак, настало наше время злорадствовать и давать глупые или умно-невыполнимые советы политикам и журналистам Парижа и Лондона. Но почему-то желания и зуда такого не возникает. Может быть, потому, что сами мы сыты по горло таким злорадством и такими советами по ведению Москвой дел на Кавказе, в постсоветских государствах. Злорадством и советами, исходившими из западных столиц.
Есть все-таки вещи, существование которых надо признать, корректно это или некорректно. Просто потому, что это правда.
Признать то, что столкновение цивилизаций не миф и не грозящая угроза, а реальность. Что сегодня в конфликте, а кое-где и в прямой конфронтации находятся цивилизации христианская и исламская. В Ираке, например.
Признать, что не надо навязывать христианские ценности и европейские институты исламским обществам и государствам. Ни мирным путем, ни тем более немирным.
Но и то, что на территориях христианских стран надо жить по цивилизационным законам этих стран, не теша себя игрушками типа мультикультурности, каковая есть лишь внешне облагороженная система атомизации и сегрегации в обществе.
Признать, что отказавшись от упоминания христианства как цивилизационной основы Евросоюза, более того - вообще от упоминания христианства в Европейской конституции, европейские политики и эксперты не просто отказались от своей истории и своих предков, но и совершили несусветную глупость, собственными руками продемонстрировав всему миру, что Европа может и не быть христианской. Конечно, может. Но только это будет уже не Европа.
Надо признать, что никто не гарантировал цивилизационного лидерства Европы, которое наблюдалось на протяжении последних пяти веков, в будущем. Особенно если 'Европа', а точнее Евросоюз, отречется от собственных исторических корней, оставив лишь надстройку в виде демократических процедур и института прав человека, если ЕС будет 'интегрировать' в себя десятки миллионов неевропейцев, которые, конечно, не хуже европейцев, а просто другие. Ибо и в человеческой расе, ради ее выживания хотя бы, должны сохраняться разделенное разнообразие, а не бессистемно или, тем более, иерархически сепарированная эклектика.
Надо признать, что придушив почти до смерти внутри себя христианскую коммунистическую идею и оставив только христианский же либерализм, европейская цивилизация, во-первых, лишила себя того естественного дуализма, который и является единственным движителем развития, а во-вторых, создала интеллектуальный и идейный вакуум, который стал стремительно заполняться 'заморским' исламом. Тем более, что и носителей этой энергичной идеи в 'Европе' более чем достаточно, и еэсовский мультикультурализм создал всю необходимую инфраструктуру для этой идеологии.
Признать, что сохранение собственной цивилизационной идентичности невозможно без жертв. Не человеческих, конечно, непременно, но материальных и политических - точно. И если уж ты пригласил в гости бывшего колониального родственника, то долго держать его (тем более миллионы таких родственников) в положении бедных, простите за каламбур, родственников не удастся. Делить надо все - власть в том числе.
Много еще что необходимо честно признать. Например то, что стабильность (не абсолютная, конечно) российской империи (под разными ее названиями, включая и СССР, и РФ) поддерживалась, в частности, тем, что колониальные элиты чаще всего моментально включались в элиту имперскую (советскую, федеральную), тем, что простое население многих 'колоний' жило не только не хуже, а часто даже лучше, чем простое население метрополии (к Кавказу это относится на сто процентов).
Признать, что абсолютное большинство граждан-мусульман России хотят жить в России, ибо, несмотря на гораздо менее дееспособный институт прав и свобод в нашей стране, фактической расовой и этнической сегрегации в России нет.
Если 'Европа' не извлечет уроков из событий лета 2005 года в Лондоне и осени 2005 года в Париже, то ЕС и 'Европе' придет конец. Революция 68-го в Париже не разрушила европейскую цивилизацию, так как ее участники со временем не могли не влиться в интеллектуальный и правящий классы Франции. А мятеж 2005-го для выходцев из стран Магриба такой перспективы не открывает. Им нужно либо возвращаться на свою 'историческую родину', к чему они явно не предрасположены, либо просто взять власть в свои руки. Всю власть.
Виталий Третьяков, главный редактор журнала 'Политический класс'
|