Идеи для нового выпуска
Уважаемый Виталий Товиевич!
В Вашей передаче 17 мая обсуждалась тема эпох модерна и постмодерна, то есть, прогресса цивилизации, ее поступательного движения по пути своего развития, - и в социальном, и технологическом, и в культурологическом направлениях. В конце этой передачи Вы сказали, что собираетесь продолжить эту тему в следующей передаче, 24 мая. Позвольте предложить Вам несколько рассуждений, которые мне кажутся уместными в аспекте предстоящей за Вашим круглым столом дискуссии.
Почему процесс человеческого развития не движется поступательно, почему многие общности регулярно как бы возвращаются на предыдущие стадии своего существования, с похожестью во взглядах на базовые основы мировоззрения и мироощущения? Почему на разных стадиях Истории на первое место поочередно выдвигаются то более интересы индивида, то более интересы общества? В поисках ответа можно привести следующие предположения.
Условно, процесс развития и индивида, и такого сложного организма, как человеческое общество, можно представить, как совокупность двух составляющих, - колебательного движения и движения поступательного. Колебательная составляющая, с регулярным отступлением на те или иные предыдущие позиции, обусловлена сложностью общего процесса и его непредсказуемостью, неизведанностью ориентиров. В колебательных фазах и происходит поиск и опробование различных направлений поступательного движения.
В свою очередь, скорость поступательного движения и его надежность в очень большой степени зависят от того, насколько цели, обозначаемые и с помощью логических построений, и интуитивно, соответствуют высшей идее возникновения и развития человека, человеческого общества.
Наши сегодняшние успехи достигнуты благодаря тому, что в течение многих столетий старалось множество поколений, - и ярких личностей, и незаметных созидателей нового здания цивилизации. Но сегодня перед человечеством стоит более значимая задача, - принципиальная модернизация системы своих психологических координат, с созданием новых жизненных парадигм. Причем это такие парадигмы, которые можно соотносить уже и с высшим смыслом существования человека. И вот здесь то и находится главный камень преткновения. Нужны новые совместные усилия психологов и философов, общественных деятелей и политиков, культурологов и социологов.
Наверное, в обозримом будущем нам вряд ли удастся сформулировать какие-то высшие цели, к которым нам нужно стремиться. Более того, маловероятно, что могут существовать однозначные формулировки идеала, которого нам нужно достичь. Да этого пока и не требуется. Но уже сегодня мы можем и должны стараться так или иначе определить те дальнейшие цели и те смыслы, которые могут быть видны с сегодняшнего уровня нашего интеллектуального и духовного развития.
Что же касается высшего смысла и высшей идеи, то человечество должно еще дорасти до попыток их установления. Ведь, кроме прочего, несвоевременное появление у нас знания высшей цели и высшего смысла своего существования чревато нарушением очередности прогресса, необходимой последовательности нашего личностного развития. Ибо не прошедшие все очередные ступеньки развития, не достаточно подготовленные ни интеллектуально, ни духовно, люди и общности не смогут с достаточной глубиной воспринять новые идеалы, новую систему психологических координат. И дело, скорее всего, закончится крахом и дискредитацией и целей, и способов их достижения (нечто подобное, в меньших масштабах, произошло в СССР).
Таким образом, для обеспечения действенности поступательной составляющей нам необходимы новые жизненные императивы, необходимы глубокие размышления об особенностях и недостатках нашего движения вперед и вверх. Именно на этих направлениях, наверное, и нужно акцентироваться всем философам, политологам, психологам и социологам. В противном случае, колебательные процессы в нашей Истории будут преобладать. И от того, как мы будем характеризовать регулярные откаты, как будем называть или критиковать регулярное 'повторение пройденного', вероятно, мало что изменится.
С пожеланием успехов.
Владимир Ким
|