Владимир Ким
Мнение одного из зрителей телепередачи 'Что делать?' о пассионарности
:российский ученый Л. Гумилев в своих исторических трудах ввел термин 'пассионарность', - под ним понимается особая роль, которую приобретают и выполняют некоторые нации и народности в некоторые исторические периоды. Из прежних веков пассионарными можно назвать народности гуннов, которые покорили огромные территории, включая значительную часть Европы, монгольские народности, которые захватили большую часть Азии, включая территории Китая. Пассионарными можно назвать завоевания Александра Македонского, военные и политические усилия султана Бейбарса, хана Тимура и некоторых его потомков, и т. п.. Но какие нации, какие страны или регионы, какие лидеры сегодня могут стать пассионариями, и изменить ход Истории? Или время пассионарности уже прошло?
В поиске ответа на эти вопросы сначала предположим, что лежало в основе пассионарности, - что в прежние тысячелетия могло давать некоторым народам и некоторым вождям силу и уверенность в их борьбе с другими нациями и народами. И сначала подчеркнем, что у пассионариев, должны сочетаться уверенность в себе, в своих силах - с уверенностью в возможности совершения невероятного, с желанием совершить это невероятное (в прежние века сочетание таких качеств и желаний обычно претворялось в завоевательных походах и в создании империй). А теперь можем предположить, что в основе и вышеназванной уверенности, и в основе вышеупомянутых желаний людей лежали такие чувства и эмоции, которые берут свое начало в области инстинктов, в области подсознания.
И, вследствие сказанного, можно утверждать следующее. Если сегодня, - в продолжающей главенствовать системе психологических координат, - будут сделаны попытки изменения хода Истории, то эти попытки, вероятнее всего, также будут также опираться на биологические законы выживания, на высшее право силы, на получение лучшей перспективы своего собственного выживания за счет подавления перспективы выживания менее сильных. И конечно, попытки такой, архаичной 'пассионарности' можно оценить крайне негативно.
Сегодня пассионарность должна опираться на более позитивные стремления, на стремления души. Но чтобы наша душа стала устойчиво сильнее наших инстинктов, должно поработать наше сознание, наш интеллект. В нас должно укрепиться понимание того, что давно устаревшие и ставшими очень опасными атавистические устремления, опирающиеся на дарвиновский закон выживания сильнейшего, могут привести нас, все человечество, к неминуемой кончине. Наше сознание, наш интеллект должны переформатировать нашу психику. В нашей второй сигнальной системе должны закрепиться такие рефлексы, которые сориентируют нашу психику, наши жизненные устремления на уверенное главенство позитива, на альтруизм и. т. п.. И при этом мы должны стать способными на не менее сильную жизненную активность, не менее сильную жизненную динамику, чем в нынешних условиях главенства права сильного и главенства меркантильных эгоистических устремлений.
Ну а для осуществления такой трансформации нашего сознания (и нашего подсознания) необходима целенаправленная и настойчивая работа всех областей культуры, идеологии, политики. Необходима активизация деятельности лучших умов человечества. И необходимо ясное понимание того, что альтернативы у нас нет.
И можно добавить еще, что начать движение к обозначенным целям должно все человечество, вся наша цивилизация. И никакая одна страна, никакая одна нация не смогут начать поворот к своей позитивной перестройке в одиночку, - не смогут сделаться новыми пассионариями. Ведь как показывает История (например, в 18, в 19, в 20 веке), все попытки кардинальных социально-политических трансформаций чрезвычайно старательно подавлялись (и будут подавляться) другими странами, другими народами, которые будут воспринимать упомянутые попытки как проявление слабости, и как возможность собственного усиления за счет этой слабости. Конечно, какие-то страны и какие-то народы смогут сделать первые шаги в позитивном направлении, но для этого им необходимо набраться уверенности, набраться моральной (и экономической) силы для того, чтобы суметь отразить все возможные нападки и не ослабить своей потенции:
|